Тема урока: Антонимы.
Цель урока: ознакомить
учащихся с темой « Антонимы»; научить
детей подбирать к словам антонимы; развивать логическое
мышление; обогащение словарного
запаса учащихся.
Наглядность: учебник, картинки, схема, кроссворд, карточки,
тестовые задания, рисунок «Золотая осень», золотой сундук, серебряный сундук, бронзовый сундук, игра « Золотая
калитка».
Ход урока
1.
Актуализация
учебного процесса.
Сегодня мы будем
играть в игру « Золотая калитка». В ходе игры
вы должны выполнить задания
каждого из сундуков. Если правильно
выполните, то эти калитки
откроются.
Первое препятствие «Бронзовая калитка».
Задание
«Бронзовой калитки»:
-Что такое синонимы?
Приведите примеры.
Ответы учащихся:
Синонимы- это слова, близкие по
значению. Они могут обозначать
один и тот же предмет; один и тот
же признак предмета; одно и то же действие. Например: солдат, боец, рядовой; интересный,
занимательный, увлекательный; идти, шагать, брести.
Решите кроссворд.
Если правильно заполните, то
получится тема сегодняшнего
урока.
1.Столица нашей республики ( Астана).
2. Какое время года
наступает после лета? ( осень).
3.Сколько
гласных звуков в русском языке? ( шесть).
4.Прозрачная жидкость
для питья ( Вода ).
5.Как называется
первый месяц осени? ( Сентябрь).
6.Как называется
первый месяц лета? ( Июнь).
7.Слова, близкие по
значению ( Синонимы).
8.Кто обитает на
реке? ( Рыбы).
Задания выполнены ,
кроссворд решён, калитка открылась. Итак, тема нашего урока «Антонимы».
2.
Привитие новых знаний, умений и навыков.
Задание « Серебряной
калитки».
На рисунках - иллюстрации одни деревья
высокие, другие - низкие. Дуб огромный, а берёза
маленькая. У дуба толстый
ствол, а у берёзы-
тонкий ствол.
Здесь есть слова,
которые обозначают противоположные признаки: высокий - низкий;
огромный - маленький; толстый –
тонкий.
Какое время года
изображено на рисунке-
иллюстрации? И скажите, на каком
рисунке изображена ранняя
осень, а на каком - поздняя?
Работа с
текстом упражнения 120.
Прочитайте текст и найдите антонимы.( Весна – осень; жёлтый - зелёный;
поблёкшие – зацветающие; тёплый - холодный; увяданье - расцвет; песни - тишина;
грустно - радостно).
Слова , противоположные по значению, называются антонимами. Антонимы постоянно встречаются в
речи. Антонимы оживляют нашу речь, делают её выразительной, красивой, богатой.
Поэтому многие писатели и поэты в своих произведениях используют антонимы.
3. Стихотворение «Яблоко»Г.Сапгир.
У прохожих на виду висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко.
А мышонок- высоко.
Воробей сказал, что что близко, а улитка-далеко.
А телёнок озабочен тем, что яблоко мало.
А цыплёнок- тем, что очень велико и тяжело.
А котёнку всё равно
- Кислое, зачем оно?
- Что вы?-шепчет червячок,- Сладкий у него бочок.
Найдите в стихотворении антонимы, противоположные по значению слова.
( Низко – высоко; близко - далеко; мало - велико; сладкий - кислый ).
Найдите в пословицах антонимы.
Труд человека кормит, а лень - портит.
Ученье - свет, а неученье – тьма.
Старый друг лучше новых двух.
( Труд – лень; кормит – портит; ученье - неученье; свет - тьма; старый - новый;)
Хорошо, молодцы! Справились с заданиями. А теперь предлагаю задания «Золотого сундука».
4. Прочитайте, что такое монолог и диалог.
Речь может быть диалогической ( от греческого слова диалогос-
беседа) и монологической (от греческих слов моно- один и логос - речь). Значит, диалог – это речь двух или более лиц. Монолог- речь одного человека.
Упражнение 124.
Разыграйте диалог по ролям. По ответам Мираса отгадайте ответы Диаса.
- Знаешь, Диас, у нас вчера был « Осенний бал».
-На школьном стадионе?
- Нет, не на школьном стадионе, а в актовом зале.
- Кто готовил музыкальные номера?
- Старшеклассники подготовили музыкальные номера.
-Что делал ваш класс?
- Нашему классу было поручено провести осеннюю викторину.
-Как вы провели викторину?
-Для викторины мы составили вопросы. Чтобы на них ответить , надо хорошо знать стихи, пословицы, поговорки, загадки об осени.
- И всё?
- Нет, мы ещё включили такие вопросы, как «Какие птицы улетают на юг?», « Почему желтеют
листья?», « Как животные и растения готовятся к зиме?», « Сколько осенних месяцев?».
_-Как было на вечере?
- Было очень интересно и весело.
5. Следующее задание «Золотого сундука».
Нужно правильно подобрать противоположные по значению слова в стихотворных строках.
Скажу я слово «высоко», а вы ответите «низко».
Скажу я слово «далеко», а вы ответите « близко».
Скажу я слово «направо», а вы ответите « налево».
Скажу я слово «враг», а вы ответите « друг».
Скажу я слово «грустно», а вы ответите «весело».
Скажу я слово «вперёд», а вы ответите «назад».
Скажу я слово «хорошо», а вы скажете « плохо».
Теперь « начало» я скажу, ну, отвечайте!- конец.
Молодцы , ребята! Вы справились со всеми заданиями «Золотого сундука».
За активное и добросовестное участие на уроке вручаю вам грамоту.
6. Домашнее задание. Выучить правило об антонимах, новые слова.
Упражнение 126. Спишите пословицы , найдите антонимы.
По дополнительным источникам найдите и подберите пословицы, поговорки и загадки об
осени, где были бы использованы антонимы.
- Успехов вам, ребята! Досвидания.