"Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімі Нұресіл ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Нуресиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области" 

Біз әлеум. желідеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Антонимы.

27.05.2017

 

Тема  урока:  Антонимы.

Цель  урока:  ознакомить 

учащихся с темой « Антонимы»; научить 

детей  подбирать к словам  антонимы; развивать  логическое 

мышление; обогащение  словарного

запаса  учащихся.

Наглядность: учебник, картинки, схема, кроссворд, карточки,

тестовые  задания, рисунок «Золотая  осень», золотой  сундук, серебряный  сундук, бронзовый  сундук,  игра « Золотая 

калитка».

Ход  урока

1.      

Актуализация  

учебного  процесса.

Сегодня мы  будем

играть в  игру « Золотая  калитка». В ходе  игры 

вы должны  выполнить   задания 

каждого из  сундуков. Если  правильно 

выполните, то  эти калитки

откроются.

  Первое  препятствие «Бронзовая  калитка».

Задание  

«Бронзовой  калитки»:

-Что  такое синонимы?

Приведите  примеры.

Ответы  учащихся:

Синонимы- это  слова, близкие  по 

значению. Они  могут обозначать

один и тот же предмет;  один и тот

же  признак  предмета; одно и то же  действие. Например: солдат, боец, рядовой; интересный,

занимательный, увлекательный; идти, шагать, брести.

Решите  кроссворд.

Если правильно  заполните, то

получится  тема  сегодняшнего 

урока.

1.Столица  нашей  республики ( Астана).

2. Какое время  года

наступает  после лета? ( осень).

3.Сколько 

гласных  звуков в русском  языке? ( шесть).

4.Прозрачная  жидкость

для  питья ( Вода ).

5.Как называется  

первый  месяц  осени? ( Сентябрь).

6.Как  называется

первый  месяц  лета? ( Июнь).

7.Слова, близкие  по

значению ( Синонимы).

8.Кто  обитает на

реке? ( Рыбы).  

Задания  выполнены ,

кроссворд  решён, калитка  открылась. Итак, тема нашего  урока «Антонимы».

2.      

Привитие новых знаний, умений и навыков.

Задание « Серебряной 

калитки».

               На  рисунках - иллюстрации одни  деревья 

высокие,  другие -  низкие. Дуб огромный, а  берёза 

маленькая. У  дуба  толстый 

ствол, а  у  берёзы- 

тонкий  ствол.

             

Здесь  есть  слова, 

которые  обозначают  противоположные  признаки: высокий -  низкий; 

огромный -  маленький; толстый –

тонкий.

Какое  время  года 

изображено  на  рисунке- 

иллюстрации? И  скажите, на  каком 

рисунке  изображена  ранняя 

осень,  а на каком -  поздняя?

Работа  с 

текстом  упражнения 120.

Прочитайте  текст и найдите  антонимы.( Весна – осень; жёлтый -  зелёный; 

поблёкшие – зацветающие;  тёплый -  холодный;  увяданье - расцвет;  песни -  тишина; 

грустно -  радостно).

  Слова , противоположные  по  значению, называются  антонимами. Антонимы постоянно  встречаются в 

речи.  Антонимы  оживляют нашу  речь, делают  её выразительной,  красивой, богатой.

Поэтому  многие  писатели и  поэты  в своих  произведениях  используют антонимы.

3. Стихотворение «Яблоко»Г.Сапгир.

У  прохожих  на виду  висело  яблоко в  саду

Ну, кому  какое  дело?

Просто  яблоко  висело.

Только  конь  сказал, что  низко.

А  мышонок-   высоко.

  Воробей  сказал, что  что близко,  а  улитка-далеко.

 А  телёнок озабочен  тем, что  яблоко мало.

А  цыплёнок- тем, что очень  велико  и тяжело.

А  котёнку  всё равно

- Кислое,  зачем  оно?

- Что  вы?-шепчет  червячок,- Сладкий  у  него бочок.

Найдите  в  стихотворении антонимы,  противоположные  по значению  слова.

( Низко – высоко; близко -  далеко;  мало - велико;  сладкий - кислый ).

Найдите  в  пословицах антонимы.

Труд  человека  кормит, а  лень -  портит.

Ученье -  свет, а  неученье – тьма.

Старый  друг  лучше новых  двух.

(  Труд – лень; кормит – портит;  ученье -  неученье; свет -  тьма; старый -  новый;)

Хорошо, молодцы! Справились с заданиями. А теперь предлагаю задания  «Золотого сундука».

4.   Прочитайте, что такое  монолог  и диалог.

Речь  может быть диалогической ( от греческого  слова  диалогос- 

беседа) и  монологической (от  греческих  слов моно-  один и  логос - речь).  Значит,  диалог – это речь  двух или более  лиц.  Монолог- речь  одного  человека.

Упражнение  124.

Разыграйте  диалог  по ролям. По ответам Мираса  отгадайте  ответы Диаса.

- Знаешь, Диас, у нас вчера  был « Осенний  бал».

-На  школьном  стадионе?

 - Нет,  не на школьном  стадионе, а в актовом  зале.

- Кто готовил музыкальные  номера?

- Старшеклассники подготовили  музыкальные  номера.

-Что  делал  ваш класс?

- Нашему  классу  было поручено  провести  осеннюю викторину.

-Как вы  провели  викторину?

-Для  викторины  мы составили  вопросы.  Чтобы на  них ответить ,  надо хорошо  знать  стихи, пословицы,  поговорки, загадки  об  осени.

- И всё?

- Нет, мы ещё включили такие  вопросы, как «Какие  птицы  улетают на юг?», « Почему  желтеют 

листья?», « Как  животные  и растения  готовятся  к зиме?», « Сколько  осенних  месяцев?».

_-Как было на вечере?

- Было  очень  интересно и  весело.

5. Следующее  задание «Золотого  сундука».

Нужно  правильно  подобрать противоположные  по значению  слова в  стихотворных строках.

Скажу  я  слово «высоко»,  а вы  ответите «низко».

Скажу  я  слово «далеко», а вы  ответите « близко».

Скажу  я  слово «направо», а вы ответите « налево».

Скажу  я  слово «враг», а вы  ответите « друг».

Скажу я слово «грустно», а вы ответите «весело».

Скажу я слово «вперёд», а вы  ответите «назад».

Скажу  я  слово «хорошо», а вы скажете « плохо».

Теперь « начало» я  скажу, ну, отвечайте!-  конец.

Молодцы , ребята! Вы справились  со всеми  заданиями «Золотого  сундука».

За активное и добросовестное  участие  на уроке  вручаю  вам грамоту.

6. Домашнее задание. Выучить правило об антонимах, новые  слова.

Упражнение 126. Спишите пословицы , найдите  антонимы.

По дополнительным  источникам найдите и   подберите пословицы,  поговорки и загадки  об 

осени, где были бы использованы антонимы.

-  Успехов  вам, ребята! Досвидания.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 333


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст